Крупному предприятию (производство, торговля, ВЭД) требуется финансовый директор.
Торговой компании на постоянную работу требуется помощник бухгалтера.
Компании по внедрению и сопровождению ПО в связи с расширением штата требуется специалист по программному обеспечению.
Наш Клиент, производственная компания, приглашает принять участие в конкурсе на замещение вакантной должности: химик-технолог (абразивное производство).
Наш клиент, крупная международная производственная компания заинтересована в привлечении для работы на постоянной основе менеджера проектов.

История возникновения Ассессмента

История развития ассессмент-центра (Assessment Center) началась в первой половине XX в. в военной сфере. Данный метод возник на Западе в годы Второй мировой войны. В Великобритании его использовали для набора младших офицеров, а в США — для подбора разведчиков. В британской армии они получили название Отборочных комиссий Министерства обороны. Их основой явилась идея о том, что намного целесообразнее не исследовать прошлое индивида в ходе традиционных интервью, а протестировать его путем имитации задач, которые ему предстоит решать. Использовались учения на местности, во время которых испытуемые должны были, например, во время одного из заданий, форсировать реку с помощью подручных материалов. Кроме того, проводились письменные упражнения по тактическому планированию. Эти методы со временем стали применяться и при отборе сотрудников для различных фирм (например, практические задания, в которых проверяется умение работать с корреспонденцией).

Не случайным является тот факт, что ассессмент возник именно в военной сфере, т.к. здесь ценой ошибки может быть человеческая жизнь, и прогнозы относительно каждого офицера или разведчика должны быть максимально точными. В наше время ошибка в оценке персонала может привести к различным последствиям в сфере бизнеса, главное из которых – снижение прибыли компании. В проводимом нашим агентством опросе руководителей 1/3 из них признаются, что в 50 % случаев ошибалась относительно прогноза конкретных сотрудников, 1/4 - в 30% - 40%, 1/4 - в 10% - 20% случаев, и только у 1/6 вероятность ошибки составляла менее 10% (см. диаграмму 1).

Начиная с 1954 г. ассессмент-центр как технология оценки персонала широко используется в мире. Именно тогда впервые компания American Telephone and Telegraph Company (AT&T) применила данный метод оценки персонала в рамках исследовательской программы. Для проведения оценки компания АТ&Т построила специальное здание, которое называлось «Тhe Assessment Centre». Так данная технология получила свое название. Через четыре года он стал активно применяться для аттестации менеджеров. В 1960-е гг. многие американские корпорации (например IBM, Standard Oil of Ohio, «Сирс Робакс» создали собственные центры оценки персонала). В последствии ассессмент-центр был взят на вооружение различными организациями, и сегодня на Западе практически каждая крупная компания применяет его для подбора и оценки персонала. В 1980 г. около 2000 фирм использовали ассессмент-центры, сегодня их число составляет десятки тысяч (в том числе в России и в Украине).

Диаграмма 2
Ошибки в прогнозах относительно сотрудников

В Россию ассессмент-центр пришел в начале 1990-х гг. C 2001 г. данный способ исследования человеческих ресурсов получил новое развитие и сегодня достаточно широко используется в России, прежде всего, при отборе претендентов на различные позиции, связанные с продажами, с IT-сферой, позиции бизнес-тренеров, управленческие позиции. В Украине же до сих пор лишь единичные структуры имеют реальный опыт ее применения – в основном это крупные FMCG компании с иностранными инвестициями для оценки менеджеров (руководителей). По результатам проведенного нами исследования в рамках Харькова на сегодняшний день с понятием «Ассессмент», «ассессмент-центр» 1/2 опрошенных руководителей не сталкивались вообще, 1/3 сталкивалась в теории, но на практике не применяли и не проходили сами, и только 1/6 знакома с ассессментом на практике.

В настоящее время потребность в развитии данного направления в Украине становится все более актуальной, т.к. метод комплексной оценки персонала универсален и необходим при различных целях, в том числе и при оптимизации затрат. В наши дни под ассессментом понимают процедуру проведения деловых игр, моделирующих реальную ситуацию, в процессе которой группой оценщиков регистрируются необходимые параметры (компетенции). Но этот метод может быть лишь одной из составляющих процесса, в котором все зависит от целей применения комплексной оценки персонала – об этом более подробно идет речь в следующей статье «Цели и задачи ассессмента».


Назад